30 сентября 2014 г.

Международные акты о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


Национальные системы социального страхования от трудовых увечий появились в конце XIX века. Очень по-разному страны подходили и подходят к вопросам организации и финансирования этих систем. До сих пор не выработано какого-то единого подхода. Даже в странах Евросоюза не происходит унификации систем страхования, в частности, сильно различаются страховые тарифы, правовое положение страховщиков и т.д.
Что касается норм обеспечения пострадавших, то формирование единых стандартов происходит с начала 20-х годов ХХ века, когда были приняты первые международно-правовые акты о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Более 70 стран ратифицировали Конвенции МОТ N 17 о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве (Женева, 19 мая 1925 г.) и N 12 о возмещении при несчастных случаях на работе в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.)
В 1952 г. была принята Конвенция N 102 о минимальных нормах социального обеспечения, установившая стандарты обеспечения, которые впоследствии вошли в очень многие другие международные акты.

Основным международным актом в рассматриваемом виде страхования является Конвенция N 121 о пособиях в случаях производственного травматизма 1964 г., а также рекомендация к ней. Эта Конвенция вобрала в себя нормы Конвенции N 102 в отношении профессиональных травм. Хотя и после ее принятия многие страны предпочитали ратифицировать прежние Конвенции 1921 г., 1925 г. и 1952 г. (Босния и Герцеговина, Македония), т.к. они содержали более легкие для выполнения условия.
С 1996 г. Россия является членом Совета Европы. В рамках этой организации был принят ряд важнейших актов - Европейское Временное Соглашение о социальном обеспечении 1953 г., Европейская Конвенция о социальном обеспечении 14 декабря 1972 г., Европейский Кодекс Социального Обеспечения 1964 г. Особенностью этих актов является то, что в них говорится не только о пособиях, но и о профессиональной и социальной реабилитации пострадавших.
Ни один из этих актов не ратифицирован РФ. Однако ратификация конвенций по вопросам социального обеспечения становится все более необходимым, поскольку является частью процесса интеграции нашей страны в мировое сообщество.

1. Лица, имеющие право на получение пособий

В соответствии со ст. 4 Конвенции N 121 1964 г. о пособиях в случае производственного травматизма национальное законодательство должно охватывать всех работающих по найму, включая учеников, в т.ч. работающих в кооперативах.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не включает ни работников кооперативов, если с ними не заключен трудовой договор, ни учеников. Несмотря на то, что в соответствии с ТК РФ несчастные случаи с проходящими трудовую практику учащимися признаются несчастными случаями на производстве, страховыми случаями эти события могут являться только в случае заключения трудового договора.
Не решен вопрос и об обеспечении лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.
Хотя предложения расширить круг застрахованных звучат давно и уже во многом стали "общим местом", нельзя говорить о несоответствии нашего законодательства международным правилам. Согласно Конвенции национальным законодательством может быть предусмотрен ряд исключений (надомники, члены семьи предпринимателя, любая категория работающих по найму, число которых не превышает 10% всех трудящихся). Государство может ограничить выплату обеспечения только определенными категориями трудящихся по найму, представляющими в целом по крайней мере 75% трудящихся промышленных предприятий.
Конвенция N 102 устанавливает выплату обеспечения тем категориям работающих по найму, которые составляют не менее 50% всех работающих по найму, а в отношении пособия по случаю смерти кормильца включает в сферу охвата их жен и детей.

2. Несчастный случай и профзаболевание

Конвенция N 121 не дает определения несчастного случая на производстве. Она лишь говорит о том, что такое определение должно быть сформулировано государствами с указанием условий, при которых несчастный случай в пути будет признаваться несчастным случаем на производстве. В отношении профессионального заболевания говорится только о том, что оно должно быть сформулировано достаточно широко и дается небольшой перечень профзаболеваний.
Определение несчастного случая на производстве мы можем найти в Рекомендации МОТ от 12 мая 1944 г. об обеспечении дохода: "Случаем, в котором должна выплачиваться компенсация за производственную травму, является травматическое повреждение или заболевание, связанное с работой и имевшее место не в результате преднамеренных действий и не в результате серьезного преднамеренного проступка пострадавшего и приведшее к временной или постоянной нетрудоспособности или смерти. Травмами, связанными с работой, должны считаться также травмы, происшедшие в пути к месту работы или от места работы".
В целом, российский закон согласуется с этим определением, исключая лишь уточнение о том, что для признания несчастного случая в дороге страховым необходимо, чтобы транспорт был предоставлен страхователем. Это положение отечественного права, впрочем, также является объектом постоянной критики.
Рекомендация дает очень общее определение профзаболевания: "Всякое заболевание, которое часто встречается только у лиц, занятых на определенных работах, или которое является отравлением, вызванным веществом, используемым при определенных работах, если страдающее от такого заболевания лицо было занято выполнением такой работы, должно считаться как имеющее профессиональное происхождение и должно повлечь за собой выплату компенсации".

3. Обеспечение

В ст. 9 Конвенции N 121 устанавливаются следующие виды обеспечения:
1. Медицинское обслуживание. При этом допускается оказание медицинской помощи на общих основаниях в рамках системы здравоохранения.
2. Денежные пособия в случае нетрудоспособности или смерти кормильца.
Эти выплаты являются периодическими. Только в случае частичной потери способности работать, которая превышает установленную степень, когда предполагается, что такая потеря будет постоянной, пособие может выплачиваться в виде единовременной суммы.
Размер этих выплат зависит от заработка пострадавшего и должен составлять не менее:
60% в случае временной нетрудоспособности;
60% в случае постоянной полной нетрудоспособности;
50% в случае смерти.
Такой размер пособия рассчитан на типового получателя, которым, в соответствии с приложением к Конвенции, является семья с двумя детьми.
Рекомендация об обеспечении дохода содержит более жесткое требование - компенсация за производственные травмы должна быть не меньше двух третей заработной платы, потерянной в результате травмы.
Конвенция N 121 предусматривает необходимость назначения дополнительных пособий или повышения ставок периодических пособий в отношении инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи или уходе другого лица. Кроме того, выплачивается пособие на похороны.
Пособия выплачиваются в течение всего периода нетрудоспособности. Однако пособие по временной нетрудоспособности может не выплачиваться в течение трех первых дней Конвенция N 121 допускает установление максимального предела в отношении размера пособия или заработка, принимаемого во внимание для исчисления размера пособия. Но во всех случаях размер любой периодической выплаты не может быть ниже минимального размера. Размеры периодических денежных пособий пересматриваются в случае существенных изменений в общем уровне заработной платы в связи с ростом стоимости жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что в отношении видов обеспечения российское законодательство соответствует международным актам. И, более того, в нашем законодательстве предусмотрена оплата дополнительных расходов на реабилитацию застрахованного, в том числе на его профессиональную переподготовку. Размер пособий также соответствует международным стандартам, а по пособию по временной нетрудоспособности предусмотрено 100%-ное возмещение утраченного заработка (немногие страны предоставляют такой уровень обеспечения).
Критика российской системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со стороны международных организаций касается размера некоторых выплат (например, очень низки суммы оплаты дополнительных расходов на посторонний уход) и крайне малого "удельного веса" расходов на реабилитацию пострадавших. Но все это не может быть препятствием для ратификации.
Современная система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве была создана в 1998 г. с учетом мирового опыта и международных требований. Поэтому можно предположить, что Фонд социального страхования не видит практической необходимости в ратификации международных актов, хотя он является членом Международной ассоциации страховых организаций - а МАСО традиционно тесно сотрудничает с МОТ.
Значительно большее внимание в последние годы Россия уделяет регулированию взаимоотношений со странами СНГ. Для СНГ основным документом является Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненному работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, заключенное 9 сентября 1994 г. В отношении тех стран СНГ, которые не ратифицировали это Соглашение, вопросы страхового обеспечения граждан, переехавших на постоянное жительство в РФ из стран, где они получили трудовое увечье, решаются в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 июня 1998 г. был утвержден модельный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Подписаны двусторонние соглашения, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на территории РФ от 24 сентября 1993 г. Этим соглашением урегулировано не только возмещение вреда пострадавшим от несчастных случаев (возмещение вреда производится государством, законодательство которого распространялось на работника в момент получения повреждения здоровья), но и значительно более сложные вопросы возмещение вреда вследствие профессионального заболевания. В соответствии с данным соглашением обеспечение производится государством, законодательство которого распространялось на работника во время его трудовой деятельности, которая вызвала профессиональное заболевание, и в том случае, если указанное заболевание впервые было выявлено на территории другого государства. А в тех случаях, когда работник, получивший профессиональное заболевание, работал в обоих государствах в условиях и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение вреда осуществляется тем государством, на территории которого в последний раз выполнялась указанная работа.
Аналогичное Соглашение заключено также с Правительством Республики Молдова, Правительством Украины и другими странами СНГ.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что ратификация указанных международных актов будет способствовать интеграции нашей страны в мировое сообщество.

М. Дуденкова,
аспирантка кафедры трудового права
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 12, декабрь 2006 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий